Игра в кальмара надрала задницу всем (и мне в том числе); поэтому этот пост про то, как сериал передает антикапиталистическую идею. Я основываюсь на порядке игр и как они создают иллюзию выбора. Первые две игры «Тише едешь — дальше будешь» и «Сахарные соты» подразумевают разделение. Все полагаются на себя. Легко поверить, что мир на самом деле «справедливый». На первый взгляд все могут пересечь линию или вырезать собственную фигурку. Несмотря на то, что сотни людей начинают с конца (об этом еще поговорят в серии со стеклом), а выбор формы бессмыслен, если ты не знаешь сути игры. Ты или «счастливчик» («удача» организована системой), или ты пытаешься справиться с ней самостоятельно: Сэ Бёк использовала план Ми Рён пройти по люку и узнать о следующей игре; Сан У, который догадался об игре. Та идея «справедливой» игры, на которой настаивает босс, когда убивает доктора, потому что игра никогда не должна начинаться справедливо. Но сама система не справедлива. Работая с ней, ты должен подгибать правила под себя и не попасться на этом. Интересно, что Сан У не поделился с другими смыслом игры, когда он додумался до него (несмотря на то, что в этой игре у него не было смысла соревноваться с другими, люди играли в одиночку). Он оказался жесток, не только потому что был готов убить ради собственной безопасности (когда он толкает стекольщика перед собой), но и его стремление не помогать другим людям даже когда они не вредят тебе сыграло роль в этом. Он понимает, что это соревнование с самого начала, когда остальные осознают это лишь через некоторое время. Хотя игры и подразумевают, что люди могут эксплуатировать других, если они хотят того, но кроме этого, люди могут и помогать друг другу. Али подсмотрел идею лизать печенье у Ки Хуна, хотя они оба могли провалиться. Можно поспорить, что в некоторых ситуациях, особенно с Ми Рён, эти выборы сделаны с надеждой добиться победы или преимуществ, но это не отрицает самого замысла действия. Правила игр подстроены и могут меняться, но они оставляют маленькую свободу выбора для игроков. Хороший выбор (идти на зеленый свет, как все), плохой (утаивать информацию), или двусмысленный (прятаться за другими, чтобы обмануть датчики движения). Перетягивание каната меняет суть, повышая угрозу для жизни. Это стремно говорить в контексте сериала, но предыдущие игры оставляли возможность выжить всем. Маловероятную, но возможность. Это возможно для всех пересечь линию. Возможно вырезать фигуру. Но НЕВОЗМОЖНО двум командам выиграть/выжить. Смерть неизбежна для половины участников. Появляется идея «Мы против них». Команды формируются на этом этапе. Босс руководит этим: манипулируя едой, он провоцирует конфликт, который настраивает людей поделиться на команды еще до того, как они будут играть друг против друга. Все поделены на группы до первой ночи (и команды из пяти человек, и бандиты, и муж с женой). Теперь это не просто участники против системы, а участники против друг друга. Система меняет противников. Теперь, участники не могут полностью бороться против одной системы, потому что они заняты борьбой с другими участниками. Например, доктор начинает заниматься трупами ради преимущества перед другими, или Док Су готов предать своего напарника до того, как он предаст его. Система ради собственного выживания добивается того, что ты должен быть занят борьбой с противником, чтобы не беспокоиться о борьбе с первоначальной угрозой, которая устроила все это. Переходя к камешкам. Конечно, ты был занят борьбой с остальными, потому что они плохие, так? Те ребята жестоки. Те слишком слабы, они не дойдут до конца. Общество поделено, но то, в котором ты состоишь — оно хорошее и знакомое, достойное спасения. Ты можешь быть готов пожертвовать другими, но не твоей «маленькой семьей», которую ты построил. Помощь другим также позволяет помочь тебе (команда Сан У наклониться на счет раз-два-три в прошлом испытании). Почему бы и не быть добрым к ним? Теперь системе нужно уничтожить это единство. Это другой выбор, где персонажи, думая, что игра так и будет продолжаться, позволяя им кооперироваться с людьми, которым они доверяют... только чтобы обнаружить, что их партнеры — новые противники. Несколькими днями ранее, эти персонажи могли бы попробовать пойти против системы (я предполагаю, что участники могли бы просто обменяться камешками и выиграть вдвоем), но теперь, когда они голодные, уставшие и изможденные, они не готовы на сострадание и следуют стратегии «сделать все, чтобы остаться в живых». Идея Сан У о победе двух участников без камней была хорошей, она фокусировалась на людях, которые были слишком молоды и не играли в эту игру до этого, но сам он не был заинтересован в проверке этой теории. Али, в результате, оказался предан им. Это подчеркивает факт, что те, у кого оказалось больше сочувствия к напарникам, имели маленький шанс победить, просто потому что система поставила их ниже других. Даже Ки Хун, самый добрый и единственный, кто помогал другим, оказался в опасности из-за установки «он или я». Его преимущество перед О Иль Намом обеспечило его выживание. Несмотря, что О Иль Нам оставалось мало времени до смерти, что он хозяин игры, и, скорее всего, он соврал о провалах в памяти, важен факт, что Ки Хун какое-то время руководствовался мышлением «он или я». Даже Чи Ён, которая проиграла Сэ Бёк, но чей суицид был противопоставлен жертвенности. Я бы не сказала, что это самоубийство ради другого; скорее ее вера в то, что ей не к чему возвращаться, особенно после того, когда она поняла, что не сможет выиграть вместе с Сэ Бёк. Две оговорки, что они могут провести время вместе после игры, лишь подчеркивают, что ее смертельный противник — единственный близкий друг прямо сейчас. Момент, когда она уронила камешек — не героический, он трагичен. Али был единственный, кто был готов выиграть и рискнуть собой ради спасения другого. Но в системе, где он оказался без поддержки, он был просто «слит». Особенно сентиментально, когда муж умолял остальных остановить игру, но никто не поддержал его. Эта сцена далека от первого голосования в начале сериала, где результат оказался 50/50. Те, кто хотел остаться, продолжили игру (понимая, что это единственный их шанс выбраться из долгов). После игры в камешки, их научили видеть друг друга как «одноразовых» игроков. Как барьер перед собственной победой. После всех испытаний, они не готовы уходить с пустыми руками или жертвовать собой ради другого. Испытание со стеклянными плитами подчеркнуло этот факт, дав единственного игрока, который был способен отличить плиты друг от друга и провести всех без жертв. Количество не играет значения. Это еще одно, не имеющее особого значения правило, что, если ты концентрируешься на игре, ты понимаешь, что это по сути необязательно. Никто из охранников не остановил Док Су, когда он потребовал кого-то пойти впереди него и проверить стекло. Важно, что правила никогда не подразумевают, что должен быть лишь один победитель, но сама структура игр дает понять всем это как неизбежный вывод. Стекольщик мог спасти всех шестнадцать игроков (ну или поверить, что мог; мы знаем, что ВИПы заставили босса отключить свет), но осознавая структуру игры, он не смог понять, зачем ему это делать? Они были готовы убить его, так почему ему нужно было рисковать собой ради них? Этот страх и безнадежность укрепились до того, как кто-то был способен взять риск на себя за кого-то. Это смысл всей структуры игры. Лишь Ки Хун подошел к Сэ Бёк (у которой был нож в кармане), предложив сплотиться и разделить деньги. И факт, что она умерла (или умирала, в конечном итоге ее убил Сан У) не от игры, а от случайного попадания осколка стекла от взрыва, который ввели лишь для драмы-развлечения для тех, кто смотрит шоу — задел за живое. Когда наступила финальная «Игра в кальмара», все притворство и лицемерие было утеряно. Это не про саму игру (в которую они играли лишь несколько секунд), а про наблюдение за двумя мужчинами, которые оказались сломлены системой и настроены друг против друга. Абсолютно все работали на результат, что лишь 1 человек из 456 сможет выиграть. Лишь ОДИН из ЧЕТЫРЕСТА ПЯТИДЕСЯТИ ШЕСТИ. Минимальный процент от всех, кто мог выжить, собирался вернуться в мир со стабильным финансовым положением (прим. переводчика: 1 из 456 — это 0.002%). И, конечно, смысл всей этой системы не игры или испытания. Это капитализм. Это долги. Это все трудности, которые ведут человека к пропасти. Все эти игры лишь ужасная и красочная метафора для всего. Почему, когда Ки Хун отказался убивать Сан У и предложил закончить игру, чтобы они могли пойти домой, Сан У отказался и выбрал самоубийство? Потому что игра подстроена. Они не смогли бы выиграть оба и уйти с деньгами. Если они уйдут без выигрыша, они просто вернутся в тот же ад, но немного другую версию. Сан У не плохой. Он просто не смог увидеть выхода. Он признал, что не хочет быть кем-то, кто просто выживет и выйдет из игры. Ки Хун покинул игру без друга детства, без всех отношений, которые он построил на проекте. Увидев 455 смертей других людей, он вернулся к своей матери, которая умерла на полу, пока он отсутствовал. Он выиграл невероятную сумму денег, когда, по сути, ему нужно было лишь оплатить медицинские счета своей матери, купить дочке подарок на день рождения. Мечты абсолютно всех участников были малыми. Они хотели погасить долги, купить дом, встретиться с семьей, возможно, чуть-чуть попутешествовать для себя. Никто не мечтал о золотых яхтах или блюдах с устрицами. Людям всего лишь нужно было чувствовать себя комфортно. Заплатить за рыбу, которую они покупали на рынке, автобусный билет, цветы у одинокой торгующей бабушки. В этом сериале не так много тонкостей. Я говорю это как сердечный (или сердечно-тяжелый) комплимент. Да, в самом конце О Иль Нам проиграл, но это не так важно, чтобы кто-то пришел до полуночи. Прошло так много времени, что, когда кто-то остановился помочь бездомному человеку, было слишком поздно. Он жил в мире, который позволил ему остаться на улице. Мир, который был занят производством вечно занятых людей, которые пытались играть в игру для собственного блага, имея маленькое количество времени, ресурсов, энергии, сострадания к этому бездомному. Все, кто без вопросов имели смысл в мире, богатая элита, смотрели свысока, создавая все страдания в этой игре. Факт, что единственный, кто был близок к игре и пытался раскрыть участников (наш детектив), делал все ради спасения собственного брата, который оказался прошлым победителем, а после и боссом-руководителем всей игры. Он заманил Ки Хуна последним телефонным звонком. Чем дольше вы находитесь в игре, тем легче сдаться, оставив лишь немногих умирать за собственное доверие и сострадание (Али), либо продолжить сражаться за других участников (Ки Хун). Порядок игр, многочисленные, вводящие в заблуждение «выборы», способы, с помощью которых люди сохраняют свободу, но не полагаются на нее — очень хорошо отражают это.